Спасение челюскинцев

13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. 104 человека оказались на льдине, которая в течение 57 дней была их пристанищем.

Водопьянов, выражая готовность лететь на помощь потерпевшим, написал заявление в редакцию газеты «Правда». Он уверял, что его самолёт полностью пригоден к любым перелётам в любое время года и при любых атмосферных условиях, а также и в арктической обстановке. Добившись включения в отряд спасателей, Водопьянов поездом прибыл в Хабаровск.

5 марта Анатолий Ляпидевский на АНТ-4 первым добрался до лагеря Шмидта и вывез оттуда женщин и детей. Из Америки к челюскинцам пробивались лётчики Слепнёв и Леваневский, с Чукотки – Каманин…

Чтобы сократить путь к льдине челюскинцев, Водопьянов летит через Анадырский хребет, где погибло несколько экипажей. Этот полёт начальник Управления полярной авиации М. И. Шевелёв назвал «выдающимся». 

17 марта Водопьянов достиг берега Чукотского моря. «Путь… лежал через высокие горные хребты, через огромные пустынные пространства, где сотни километров отделяли один населённый пункт от другого. Никто ещё не летал в этих местах зимней порой», – вспоминал он. 

К челюскинцам Водопьянов вылетел из села Ванкарем. Эти 150 километров он запомнил лучше, чем предыдущие 5000 с лишним: «От края до края горизонта я видел только нагромождение льдов… Ровно через сорок минут немного правее курса показался чёрный дым. Я даже закричал «ура» от радости». 

«Больше пяти тысяч километров пришлось лететь Водопьянову для того, чтобы принять участие в спасении экипажа «Челюскина», – писала тогдагазета «Красная звезда». – Но это не так много для того, в чьём послужном списке триста двадцать тысяч километров воздушного пути... В 1929 году в графе «Типы машин» Водопьянову разрешалось летать только на самолёте «Конёк-Горбунок». Потом появились «Фоккер С-IV», «Юнкерс Ю-13».Сейчас он имеет больше двух тысяч часов налёта, и только в 1930 году он сделал сто двадцать пять тысяч километров».

Водопьянов совершил к бедствующим людям три полёта и вывез оттуда десять человек, став четвёртым по результативности (Молоков эвакуировал 39 челюскинцев, Каманин – 34, Ляпидевский – 12). 

Неимоверно трудно дались ему эти полёты. На самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе добрался он до места.

В Государственном архиве Липецкой области хранится рабочий вариант статьи М. Водопьянова о спасении челюскинцев, написанной им 4 июня 1934 года на пароходе «Смоленск».

Газета «Путь к социализму»орган Лебедянского РК ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся г. Лебедянь Рязанской области, 14.04.1934
Газета «Путь к социализму», 01.05.1934

Газеты всей страны, в том числе и районов, ныне входящих ​в состав Липецкой области, писали о спасательной операции.

По отзывам зарубежной прессы, советские лётчики совершили «одну из самых драматичных спасательных операций в истории Арктики».

Газета «Голос колхозника» – орган Долгоруковского РК ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся Орловской области, 24.06.1934

Спасители и спасённые возвращались домой морем и поездом. «Когда пароход подошёл к Владивостоку, нас встречали сотни тысяч людей… На палубу посыпались белые душистые ландыши: их метко сбрасывали встречавшие челюскинцев самолёты… Потом начался, уже по рельсам, путь в Москву. От Владивостока до Москвы 160 остановок – 160 митингов. Где бы мы ни останавливались, в любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знамёнами и цветами, везде просили… рассказать обо всём… Мы несли вахту встреч до самой Москвы. Дежурили два челюскинца и один лётчик», – писал Водопьянов.

16 апреля 1934 года в СССР было введено звание «Герой Советского Союза», а 21 апреля 1934 года в газете «Правда» было опубликовано постановление ЦИК Союза ССР о присвоении звания Героев Советского Союза лётчикам, осуществившим спасение челюскинцев. Героем Советского Союза № 6 стал пилот гражданской авиации М. В. Водопьянов.

Далее: Северный полюс