Северный полюс

После спасения челюскинцев Михаил Водопьянов становится полярным лётчиком.

Считая его одним из наиболее энергичных сторонников развития полётов в глубь Арктики, О. Ю. Шмидт предложил лётчику взяться за разработку проекта перелёта на Северный полюс с целью доставки туда полярной станции и зимовщиков. Водопьянов, грезивший полюсом, согласился.

Михаилу Васильевичу поручили командовать флагманским самолётом, а также всей авиагруппой, состоящей из нескольких тяжёлых самолётов и одного самолёта-разведчика. Никто ничего подобного ещё не делал, риск был неимоверный. К полёту тщательно готовились.

Из книги Владимира Артамонова «Земля и небо Водопьянова»:

Вот что вспоминает… начальник технического отдела Управления полярной авиации К. А. Москатов:– Михаил Васильевич, помню, сказал, что все моторы, которые будут установлены на самолётах, он отберёт сам – проверит их работоспособность и надёжность, запишет номера тех, которые выдержат испытания, и установит их на самолётах. «Иначе, – сказал он, – я не полечу никуда».

М. В. Водопьянов и О. Ю. Шмидт перед отлетом
из Москвы

22 марта 1937 года Москву покинула арктическая воздушная эскадра. Флагманский четырёхмоторный АНТ-6 пилотировал Водопьянов, ещё три таких же машины – опытные полярные лётчики Василий Молоков, Анатолий Алексеев и Илья Мазурук; двухмоторный разведчик АНТ-7 вёл Павел Головин. 

М. В. Водопьянов и И. Т. Спирин

Годом раньше Водопьянов, обследовав Землю Франца-Иосифа, выбрал промежуточной базой остров Рудольфа, но последний рывок на полюс с острова Рудольфа всё откладывался из-за непогоды. Разведывательный полёт в сторону полюса не принёс нужных результатов – лётчик Головин на последней капле бензина смог лишь вернуться обратно.​ 

Из книги Владимира Артамонова «Земля и небо Водопьянова»:Водопьянов в конце концов сказал:– Я полечу вперёд, если разобьюсь, то один. А сяду – остальные пускай ко мне прилетают.Участник этой же экспедиции лётчик Мазурук вспоминал: «Наверняка из десяти девять лётчиков вернулись бы назад: свалиться в торосы, поломать машину, а значит, и сорвать задание, ничего не стоило...».

Бабушкин М. Трое с флагмана (из фонда ОКУ «ГАЛО»)

21 мая 1937 года в 11 часов 35 минут Водопьянов впервые в мире блестяще посадил самолёт на лёд в районе Северного полюса, доставив членов экспедиции во главе с полярником, географом Иваном Папаниным. Именно этот день стал днём основания дрейфующей станции «Северный полюс-1». Позже Водопьянов вспоминал, что Иван Папанин, руководитель зимовки, выйдя из самолёта, решил попробовать на прочность лёд, потопав по нему ногой. А в этот момент у него за спиной спокойно стояла 23-тонная машина… 

Вслед за Водопьяновым на лёд успешно сели и другие самолёты авиаотряда. Поздравления участникам полёта сыпались со всех концов планеты. Вот одно из них – от начальника авиационного корпуса армии США: «Этот перелёт, без сомнения, свидетельствует не только о высоких лётных качествах Водопьянова и его группы, но представляет собой также славное достижение советских авиационных механиков и конструкторов». 

Вместе с полярниками лётчики оставались до 6 июня, после чего благополучно улетели на Большую Землю.

За этот подвиг Михаил Водопьянов был награждён орденом Ленина. Более высокой награды быть не могло – звания дважды Героя Советского Союза тогда ещё не было.

В Государственном архиве Липецкой области хранятся ноты и текст песни «Лётчик Водопьянов», посвящённой полёту М. Водопьянова на Северный полюс.

Далее: Бомбардировка Берлина