На Берлин!

В начале Великой Отечественной войны Михаила Водопьянова назначили командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Перед подразделением сразу была поставлена задача – подключиться к нанесению бомбовых ударов по Берлину. 

Общее руководство организацией первого налёта дальнебомбардировочной авиации на Берлин было возложено на командующего ВВС РККА генерал-лейтенанта авиации Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков – на комбрига Водопьянова.

8 августа командир дивизии Герой Советского Союза М. В. Водопьянов получил приказ лично от Сталина: 

«Т-щу Водопьянову

Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.

И. Сталин
8.08.41».

В ночь с 10 на 11 августа бомбовый удар по Берлину был нанесён. Но всё пошло не так, как задумывалось. Из-за технических проблем на Берлин ушли лишь 10 машин, бомбовый удар по цели нанесли только шесть, а вернулись на аэродром всего две. Среди них не было самолёта Михаила Водопьянова. 

Бомбардировщик Водопьянова был прямо на взлёте атакован советским истребителем. Советские лётчики-истребители просто не знали новых бомбардировщиков и принимали их за немецкие. Тем не менее самолёт дошёл до цели и отбомбился по Берлину.

Из книги В. Артамонова «Земля и небо Водопьянова»:
К Берлину подлетели в точно назначенное время… Вот уже открываются люки, вниз летят бомбы, самолёт взмывает вверх от облегчения. Проходит с десяток секунд. Сотнями огней вспыхивает небо – это с земли вражеская противовоздушная оборона включила прожекторы, лучи беспорядочно бегают туда и сюда, а трассирующие снаряды зениток прошивают небо световыми лентами со всех сторон. Ощущение жуткое: ты пойман в прицелы всех зениток и по тебе разом отк​рыли огонь из всех орудий. Рядом с тобой, чуть справа, слева, позади, впереди, образуются огненные шатры – это разрываются снаряды. Уберечься от осколков при такой интенсивной стрельбе практически невозможно. Даже без прямого попадания осколками здорово изрешетит самолёт. И этого бывает достаточно, чтобы совсем вывести его из строя…».

После бомбардировки самолёт попал под зенитный огонь немцев и был повреждён, Водопьянов вынужден был выполнить посадку на оккупированной немцами территории Эстонии. Чудом никто из экипажа не пострадал, лётчики смогли быстро перейти линию фронта и вернуться в часть.

В газете «Липецкая коммуна» было опубликовано небольшое информационное сообщение о бомбовом ударе, но фамилии лётчиков, участвующих в налёте, указаны не были.

За налёт на Берлин Водопьянов получил благодарность от Сталина и тут же был снят с должности командира дивизии ввиду больших потерь. М. В. Водопьянов остался в дивизии в качестве рядового лётчика, продолжив бомбить противника, совершая до 20 ночных вылетов. 11 ноября 1941 г. в газете «Липецкая коммуна» была опубликована статья «Над Орлом», в которой спецкор газеты «Комсомольская правда» рассказал об участии в боевом вылете на бомбардировщике М. В. Водопьянова в район г. Орла, где были сосредоточены значительные силы противника.

В 1943 году Водопьянову было присвоено звание генерал-майора авиации.

Далее: Водопьянов - писатель