Права потребителей

Введение

Каждый день, совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями.

Нередко продавцы, изготовители и исполнители, видя правовую безграмотность клиента, отказываются выполнять законные требования потребителя в добровольном порядке. Поэтому часто бывает достаточно знать основные права потребителя, чтобы правильно действовать в таких ситуациях.

Цель памятки - ознакомить потребителей с их основными правами.

В ней представлены основные права потребителей; контакты организаций, в которые можно обратиться за помощью; ссылки на ресурсы и электронные версии законов Российской Федерации; книги последних лет издания из фондов ЦрС.

Права потребителя

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (согласно закону «О защите прав потребителей»).

Права потребителей зафиксированы в законе «О защите прав потребителей».

  • Право на качество товаров (работ, услуг) означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
  • Право на безопасность товаров (работ, услуг) означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке .
  • Право на информацию о товарах (работах, услугах), продавце, изготовителе товаров, исполнителе означает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Потребитель вправе получать информацию любым доступным для него способом, в том числе фото- и видеосъемкой в торговом объекте.
  • Право на обмен и возврат товара надлежащего качества означает, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации; что потребитель вправе вернуть или обменять продовольственный товар ненадлежащего качества (с истекшим сроком годности, с несоответствием информации на упаковке товара и его содержания, с наличием посторонних или даже вредных для применения в пищу элементов).
  • Право на возмещение ущерба означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т.д.) несет ответственность, предусмотренную законом или договором в виде возмещения убытков, неустойки (пени), а также уплате штрафа.
  • Право на судебную защиту означает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения.

Организации по правам потребителей

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Адрес: 115093, г. Москва, Вадковский переулок, д. 18, стр. 5 и 7

Телефон: +7 (499) 973-26-90

Сайт: https://rospotrebnadzor.ru/

2. Единый консультационный центр Роспотребнадзора

Телефон: 8 (800) 555-49-43

3. Союз потребителей Российской Федерации

Адрес: город Москва, Ленинский проспект, д. 9, каб. 317

Телефон: 8 (495) 623-14-86

Сайт: http://souz-potrebiteley.ru/

Электронная почта: info@souz-potrebiteley.ru

4. Общероссийская общественная российская организация потребителей «ФинПотребСоюз»

Адрес: город Москва, ул. Сущевский Вал, д. 16, стр. 5 оф.419

Телефон: 8 (495) 246-04-95

Сайт: https://finpotrebsouz.ru/

Электронная почта: business@spfu.ru

5. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области

Адрес: 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60-а

Телефон: +7 (4742) 27-00-76

Сайт: http://48.rospotrebnadzor.ru/

6. Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области»

Адрес: 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60-а

Телефон: +7 (4742) 30-86-51

Сайт: https://www.cge48.ru/

Электронная почта: info@cge48.ru

Список литературы

1. Гущина, К. О. Права потребителя при покупке товаров и оказании услуг : практ. пособие / К. О. Гущина. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 212 с. - ISBN 978-5-394-01857-2. - Текст : непосредственный.

2. Довлатова, А. Клиент всегда прав. Все о защите прав потребителей в России /А. Довлатова, А. Нариньяни. - Москва : РИПОЛ классик, 2014. - 256 с. - (Юридическая шпаргалка). - ISBN 978-5-386-06929-2. - Текст : непосредственный.

***

3. Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей : [сайт]. - Москва, 2024 - . - URL: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 20.08.2024). - Текст : электронный.

4. О защите прав потребителей : Федеральный закон от 7 декабря 1991 года № 2300-ФЗ : (редакция от 5 декабря 2022 года). - Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - Москва, 05.12.2022. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102014512 (дата обращения: 16.07.2024).