ПОРТАЛ ЛИПЕЦКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК        

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Читаем вместе - ноябрь

Обзор новой литературы, поступившей в библиотеки МУ "Централизованная библиотечная система" г. Липецка.

Подробнее »



Афиша

Афиша мероприятий МУ "Централизованная библиотечная система" на 20-26 ноября 2017 года.

Подробнее »



Новости

  • В библиотеке «стрелялись», или как привить детям интерес к чтению? Мамы всякие нужны

    Встречи в клубе «Сударушка» Центральной городской библиотеки им. С.Есенина – всегда праздник. А накануне Дня Матери праздник особенный.

    Читать дальше »

  • В библиотеке «стрелялись», или как привить детям интерес к чтению? Край, родимый край

    В ноябре библиотека «Сокольская» подарила читателям немало интересных встреч и новых открытий.

    Читать дальше »

  • Андрей Марков

     

    В Библиотечно-информационном центре имени Бартенева на улице Ленина в Липецке состоялась интеллектуальная дуэль «Детское чтение: приобщаем или руководим?». Общение в подобном формате проходит с прошлого года в рамках социального проекта территориальных инициатив «ЛипецкПолис: Меняем жизнь к лучшему!», инициатором которого стала Централизованная библиотечная система Липецка. Побывал на этой встрече и наш корреспондент.

    Секундантом «дуэли» выступила директор центра Татьяна Николаевна Двуреченская. А «стрелялись» между собой – учитель липецкой школы № 70, помощник депутата Юлия Сергеевна Пономарева и заместитель главного редактора газеты «Молодежный вестник» Евгений Дмитриевич Козлов. Экспертами выступили: депутат Липецкого городского Совета депутатов Иван Александрович Погорелов и кандидат филологических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского Александр Степанович Кондратьев.

    Статистика показывает, что ситуация с детским чтением в нашей стране далеко не так хороша, как хотелось бы. Выросло целое поколение детей, которые не любят читать. В среднем по стране таких людей более десяти процентов. Но возможно, что эта цифра и выше. Каждый пятый школьник сегодня не любит читать.

    – Чтобы ответить на вопрос, что происходит сегодня с детским чтением, – говорит Юлия Сергеевна, – нужно прежде ответить на вопрос, а что происходит с детским сознанием? Как сегодняшние дети воспринимают те книги, которые читали мы, наши родители? Что сейчас эти книги значат для них? 

    Жизнь в нашей стране кардинально изменилась, изменилось и общество. Сюжеты книг должны быть живыми, небольшими, насыщенными информацией. В сегодняшних книгах практически нет философских измышлений, психологизма, все это отходит на второй план. Сегодня, например, Чичиков из «Мертвых душ» вовсе не является отрицательным героем. Он – предприниматель, человек, который из воздуха делает деньги. Современные дети воспринимают его как удачливого человека.

    Мы, учителя, которые руководят детским чтением, стараемся донести до подростков и обратную сторону характера того же Чичикова. Сегодня важно подобрать нужную литературу, которая бы соответствовала изменившемуся сознанию детей, чтобы она была созвучна новому времени и отражала вечные нравственные ценности.

    – Сейчас, к сожалению, книга потеряла свои позиции, – считает Евгений Дмитриевич. – За двадцать лет падение интереса к печатному слову приобрело массовый характер и стало очевидным для многих. Я думаю, что это объективный процесс, как бы мы не пытались его изменить. Все реформы, которые сегодня осуществляет Министерство образования Российской Федерации, приводят только к худшему. Грамотность молодого поколения снизилась.

    Появилось такое понятие, как функциональная безграмотность. Удивительно, но многие молодые люди не могут уловить смысл текста и изложить его. Я могу об  этом судить, поскольку некоторое время работал в школе и смог изучить этот вопрос довольно плотно. Но не читают не только дети, но и взрослые. За двадцать лет мы превратились из «самой читающей страны» в одну из самых не читающих. Эта проблема действительно существует, и не замечать ее уже нельзя.

    Секундант отметила, что второй проблемой, о которой стоит говорить, является вопрос, а что читают наши дети? Татьяна Николаевна привела отрывок из детской азбуки: «А – найдешь на остановке. Б – орешки все грызет. В – течет, течет из крана. Г – по озеру плывет. Буквой З раздвинь ЕДУ
    И узнаешь про ЕЗДУ». Еще она показала книгу о Красной Шапочке, в которой мать говорит ей такие слова: «Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется».

    Есть в книжке и соответствующий рисунок. Увидели мы книгу Юрия Никитинского, который описывает истории из жизни «веселой, инициативной и энергичной учительницы Тамарочки Павловны». Героиня мечтает, что когда ее «достанут» дети, придет палач и всем им отрубит головы. Но когда ее мечта сбылась, она стала мечтать об обратном, поскольку ей стало жалко детей. Также Татьяна Николаевна показала нам книгу Мариам Петросян «Сказка о собаке, которая умела летать».

    Она отметила, что ранее читала книги этого автора, поэтому заинтересовалась ее новым произведением. Но после прочтения книги была, мягко говоря, удивлена. Собачка не только летала, но и делала, извините за выражение, кучки. Жители города, над которым она летала, подумали, что это «цветочный мед» и пекли из него пироги. Благодаря этой собаке в город приезжали туристы. Собака искала друзей, у нее были вполне благородные цели, но и повсеместно оставляла свои продукты жизнедеятельности. Как воспринимать подобное творчество?

    – К сожалению, – считает Юлия Сергеевна, – сегодня появляется больше именно таких произведений, чем хорошего творчества. Иногда такие книги входят даже в школьную программу. Например, в одном из изданий учебников по литературе для восьмого класса, были опубликованы главы из произведения, не имеющего автора, которое называлось «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки». В классе прочитали это произведение все, и готовы к уроку, что удивительно, были все ребята.

    В учебнике были представлены только конкретные смысловые главы, рассказывающие о девочке, которая встала не на тот путь. Сюжет рассказа разворачивается в семидесятых годах прошлого века. В жизни главной героини произошли трагические ситуации, толкнувшие ее на употребление наркотиков. Произведение – это дневник девушки, в котором она описывала свои внутренние глубинные переживания и ситуации, постепенно заводящие ее в жизненный тупик.

    Дневник это был своеобразный крик о помощи, просьба и мольба обществу обратить внимание на ее потерянную душу. Но, как это часто бывает, люди оставались глухими к призывам страждущей души, и девушка начала искать выход из положения в наркотиках. В них она и нашла ту иллюзию счастья, которую искала. Рядом с девушкой не оказалось в нужный момент людей, готовых ее поддержать и раскрыть глаза на правду. В итоге она добровольно ушла из жизни.

    Сюжет интересный, поучительный. Того, что было в учебнике, было достаточно, чтобы провести своеобразный анализ, говорить об этой трагедии, делать даже классные часы и проводить беседы с ребятами. Но в учебнике были только выдержки из произведения, которые заинтересовали читателя. Через какое-то время мне позвонила одна из мам, и очень эмоционально высказалась по поводу содержания этой книги.

    Скажу честно, что я не читала это произведение, но поняла, что оно ничему хорошему не научит наших детей. Кстати говоря, в следующем издании учебника по литературе этого произведения уже не было. Видимо, не одна эта родительница прочитала данное произведение полностью, и было в нем что-то такое, от чего его убрали из школьной программы..

    – То, о чем мы сейчас говорим, – полагает Евгений Дмитриевич, – это не литература, а окололитературный шлак. Тот факт, что такие в кавычках произведения появляются в школьной программе, еще раз говорит о том, насколько художественное слово девальвировано сегодня. Что касается тем, которые позволительны или непозволительны для ребенка, то я считаю, что таких тем не существует.

    Единственным критерием литературного произведения является его художественная ценность. Допустим, возьмем запрещенную для детей тему – пропаганда межнациональной розни. Слава Богу, книги, подобные «Майн Кампф», найти сегодня сложно. Конечно, вряд ли дети будут это читать, но проблема все-таки есть. Но как быть, предположим, с дневником Федора Михайловича Достоевского, где он рассуждает о польском панстве? А как быть с «немецкой» позицией Гоголя? Под определенным углом зрения это можно рассматривать как шовинизм. Получается, мы должны запретить русскую классику?

    Темы, о которых мы боимся говорить, все равно заинтересуют подростка. Если это произойдет, он все равно найдет ответы на свои вопросы. Сегодня для этого не нужны книги, достаточно иметь доступ в Интернет. Большинство, кстати, так и делают. Я думаю, что запрещать ничего нельзя, а надо говорить об этом с детьми, рассказывать им, «что такое хорошо и что такое плохо». У нас, порой, запреты доходят до смешного. Например, сегодня действует ограничение на показ мультфильма «Ну, погоди!». Если мы начнем что-то запрещать, то скоро окажемся в литературном вакууме и это неправильно.

    – Так все-таки нужно руководить детским чтением или нет?

    – Нужно разговаривать с детьми, показывать недостатки и достоинства литературного произведения. Предлагать какие-то альтернативные варианты. Однако запрещать ничего нельзя. Покажите ребенку, что это не литература, докажите, что это суррогат, отвратите его от этого, и тогда результат будет. Но еще хотелось бы сказать несколько слов о классической литературе. Ее мы должны популяризировать, преподавать, но с каждым годом делать это все сложнее.

    Некоторые произведения мы уже читаем с энтомологическим словарем, и ситуация продолжает усугубляться. Время меняется и течет вперед. Я полагаю, что «Евгений Онегин» – это великое произведение, но не та книга, с помощью которой можно привить ребенку интерес к литературе. Нужно что-то менять, искать новые какие-то произведения. Сохранить интерес к русской классике, несомненно, нужно, но надо это делать как-то иначе.

    – Я полагаю, что жесткого запрета в выборе той или иной литературы быть не должно, –  считает Юлия Сергеевна. – Нужно прививать ребенку вкус, приобщать его к литературе, настраивать на нужный лад. Перед тем, как дать книгу ребенку, родители должны сами ее прочитать. Одна мама как-то сказала мне, что ее ребенок читает. Я спросила, а что он читает? Она начала рассказывать об обложке, об иллюстрациях, но не о содержании произведения. А потом выяснилось, что ее сын читает сагу Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». В этом произведении практически везде есть сцены пьянства, разврата и насилия.

    Так что отстраняться от выбора книг ребенком родителям и педагогам нельзя. В школе у нас проходят занятия, где ребята сами рекламируют те или иные книги. Они устраивают презентации, рассказывают о тех произведениях, которые им понравились. Советую не я, а их сверстники. Я обучаю школьников из шестого и десятого классов и хочу пригласить на подобную встречу старшеклассников, где мы тоже будем обсуждать книги.

    Полагаю, что приобщать детей к чтению должны не только школа, библиотека, но и родители. Поэтому подобная работа должна проводиться в школе и с родителями тоже. Нужно советовать им, что читать, возможно, они смогут читать какое-либо произведение вместе со своими детьми. Так мы сможем привить интерес к чтению и когда-нибудь вновь станем «самой читающей страной в мире».